Тень моего Я: анализ мультфильма «Принцесса Мононоке»

princess-mononoke-waterfall-wallpaperЯпонский мультфильм «Принцесса Мононоке» может, вероятно, вызывает неоднозначную реакцию у зрителя, привыкшего к западному кино. Однако и среди нас найдется ряд ценителей творчества Хаяо Миядзаки – художника внутренней психологической реальности, проявленной через мир образов в его мультфильмах.

Я нахожу его работы не только захватывающими и доставляющими истинное удовольствие, но и особенно целительными для души. «Мононоке» затрагивает ряд тем, но мне бы хотелось сконцентрироваться на одной из них: теме взаимоотношений с нашей Тенью.

 

Эта тема достаточно распространена в мире психологии и проста с виду, но при углублении в неё вызывает огромное количество чувств и сопротивления этим чувствам, так как многие из них могут быть непривычными и казаться невыносимыми. Поэтому подбираться к этой теме стоит постепенно, ощущая внутреннюю готовность к этому.

Понятие Тени пришло к нам из юнгианской психологии, мы используем его для обозначение отвергаемой сознательным Я части личности.

Что такое Тень? В поисках ответа на этот вопрос, можно говорить о вытесняемом за рамки сознания, отвергаемом в себе, а также о проецируемом на других людей:  то, что меня раздражает, пугает или отвращает в других (вызывает сильные чувства) – это Тень, которая таким образом пытается войти со мной в контакт. Однако Тень может содержать в себе много энергии, много ресурсов. Оторванность от них приводит к обесточенности, недостатку жизненных сил, в том числе и здоровья. Не даром говорят «Хорошие люди живут не долго». Человек, который старается быть во всем хорошим, не пытаясь прежде принять в себя свою Тень, лишается источника большого количества жизненных сил.

Я могу определить понятие Тени как НЕ Я: все то, с чем мы себя не отождествляем. Таким образом, в Тени могут содержаться и те наши чувства, желания и особенности, которые мы считаем стыдными, плохими, ненужными, неправильными (то, что мы видим часто в образах злодеев и других отрицательных персонажей), и те, что кажутся нам лучше, чем мы сами, качества, которых мы «не достойны» (например, в героине «Завтрак у Тиффани» или в принцессе из «Старой, старой сказки»), а также и другие, с оценочной точки зрения нейтральные качества, которые мы просто как-то пока не осознали.

Однако сложнее всего встречаться, конечно, с отрицательными чертами себя. Правда, эту негативную оценку им присваиваем мы сами и общество, окружающее нас, в то время как кто-то другой может и не считать эти части личности плохими. Но мы их такими считаем, отвергаем в себе, боремся с ними – и они становятся нашими врагами. Это может проявляться во вспышках неконтролируемых эмоций, ощущении опустошенности и тоски, телесных симптомах, проблемах нетерпимости к некоторым качествам окружающих людей или, наоборот, в чрезмерной уступчивости. Другая крайность – когда человек полностью отождествляется со своей Тенью, вытесняя более светлое и гуманное начало. В таком случае «Свет становится Тенью» (как в произведении киностудии того же Миядзаки «Сказания Земноморья», созданного по мотивам книги «Волшебник Земноморья» — тоже, кстати, кладезя информации о Тени).

В «Принцессе Мононоке» есть возможность проследить, как именно можно взаимодействовать со своей Тенью, чтобы обрести целостность и исцелиться от тех симптомов, которые порождает внутренний конфликт.

Прежде всего, встаёт вопрос: кто или что здесь Тень?

И первый ответ на него… Принц Аситака живет в своём маленьком селении, в котором царит мир и покой, жители существуют в согласии с природой. Они очень положительные, по-доброму относятся к себе и к окружающему миру. Но из леса к ним приходит посланник – демон, которого точит страшное проклятие, и это проклятие передается принцу, который убивает его, защищая свою деревню. За что? Ведь юноша не сделал ничего плохого.  Но давайте посмотрим на мультфильм как на сновидение, а на его персонажей – как на части одной личности. В таком случае принц Аситака и его деревня – это всего лишь часть душевного мира, отгороженная от всего остального, замкнутая в своем покое. Она не знает, что происходит в других краях. В этом и заключается причина постигшего принца проклятия: мы можем быть в согласии с собой и вполне довольны своей жизнью, но если мы отгородились от другой, не такой удобной и комфортной части нашей психики, мы не можем отгородиться от последствий происходящих в ней разрушений. В мультфильме говорится, что племя Аситаки бежало из западных земель и с каждым поколением теперь становится всё слабее. Это можно интерпретировать как упадок жизненных сил, недостаток ресурсов: в отрыве от своей Тени мы теряем источник жизненной энергии и постепенно увядаем, даже если наша жизнь вполне комфортна и спокойна. Таким образом, Тень – это весь западный мир, куда отправляется принц, а конкретнее – это Лес и Город, стоящий на краю Леса, воюющие друг с другом.

И действительно, обе эти структуры крайне энергетичны: Боги леса, огромные животные, новейшие изобретения оружия и дружные жители города, предводительницей которых является талантливая, харизматичная крупная красивая женщина. Её антипод – лесная девушка Сан, дочь волков, дикая и ловкая – тоже полна жизни. Кроме того, и в лесу, и в городе, мы видим много агрессии, много стремления к разрушению друг друга. Без света сознания эти силы не могут примириться. Сознание в этой истории олицетворяет Аситака, который должен «посмотреть на происходящее глазами, не замутненными ненавистью».  И он взирает на все с любовью.

Но при этом Аситака и сам уже охвачен проклятием. Еще один образ Тени – его рука, которую разъедает хворь. Разъедает, и в то же время наполняет его руку сверхчеловеческой силой – опять признак Тени. Благодаря этой силе он может бороться за мир. Но она же и убивает его – пока он не нашел способа установить этот мир.

Следующий уровень Тени – жители леса. Город и его жителей можно рассматривать как более сознательную часть личности, возможно, Эго, которое стремится контролировать бессознательное (лес), чтобы использовать его в своих целях (добывать ресурсы). Но для этого им нужно уничтожить тех, кто защищает лес, потому что живет там – лесных жителей. Это Огромные волки, кабаны, обезьяны, дочь волков Сан и сам Дух Леса – олицетворение всего живого. Животные часто символизируют Тень. Природные инстинкты, дикий нрав, агрессивность, естественность – вот их характеристики, являющиеся, как правило, проявлениями Тени.

Дух Леса – средоточие природы и сердце всех лесных жителей. Его можно рассматривать как символ Самости, глубинного источника жизни. Но также и смерти. Он действует в согласии с законами природы, в которых заложена и жизнь, и смерть. Однако эта смерть, которую несет Дух Леса тем, кому пришло время умирать – она не похожа на то проклятие, которое разрушает Аситаку. Аситаку разрушает и превращает в монстра отвратительная на вид субстанция, которая не убивает, а искажает. А смерть, приносимая духом Леса, заканчивает жизнь и дает покой. То есть Тень, сама по себе, не разрушает, а лишь продолжает естественный порядок вещей. В своем обычном состоянии.

Что же разрушает? Откуда берется проклятие, поражающее душу человека и выраженное часто в телесных симптомах, душевном недомогании, проблемах отношений?… На этот вопрос тут тоже есть ответ. Демонический жар охватывает животных, которые позволяют ярости и жажде мести овладеть собой. (Как и в жизни у нас бывают такие вспышки.) Но Дух Леса приносит им смерть и вместе с ней исцеление. Однако когда Духу Леса самому отрубают голову, лишают его целостности, он весь превращается в клубы разрушающей силы, черной и липкой, уничтожающей все живое, в поисках своей головы – для восстановления целостности. Когда мы пытаемся убить свою Самость, разрушить глубинную целостность, противясь законам жизни и смерти – для личной выгоды (в мультфильме Духа убивают ради денег, славы и из страха) – тогда наша глубинная сущность, живущая в Тени, превращается в силу разрушения. И возродить жизнь возможно, только восстановив целостность Самости, позабыв о своих эгоцентрических желаниях. Аситака исцеляется после того, как возвращает Духу Леса его голову, не думая уже ни о своей жизни, ни, конечно, о награде за голову Духа, ни даже о жизни своей возлюбленной. Хотя всегда в нем присутствует доверие тому, что следование закону природы и незамутненный ненавистью взгляд помогут все исправить.

Самое важное для меня в этой истории, это опыт отношения к своей Тени: без ненависти, но достаточно твердо. Аситака с любовью относится к жителям Города и Леса, но не боится и сражаться с ними, когда это необходимо, и высказать своё мнение, когда его никто не может понять, и даже убить кабана, превратившегося в демона – так как при всем уважении к миру Леса, другого способа защитить свою деревню у него нет.

Теперь, когда я думаю о каких-то качествах, которые мне в себе сложно принять, и поэтому чаще всего я не готова встречаться с ними, я вспоминаю эту сказку и представляю, как стою перед своей жесткостью или безответственностью как перед диким зверем из мира природы и пытаюсь найти с ней контакт.

Еще один способ отношения к Тени, который мне хотелось бы добавить сюда – это принцип процессуально-ориентированной терапии. В ней все проявления человеческой личности рассматриваются как скрытые ресурсы, неиспользованные возможности и важные потребности. В каких-то подходах это также называется позитивным переформулированием. Например, в жесткости можно видеть стремление честно и открыто смотреть на мир и предъявлять себя – и направлять жесткость в это русло, не давая ей «превратиться в демона» — причинять намеренную боль другим людям, из-за того, что мы отвергаем её и пытаемся уничтожить, как люди из Города.

Тема Тени встречается во многих фильмах. Она хорошо прослеживается, например, в героическом кино (в образах злодеев), а также, в фильмах, в которых показывается расщепление личности («Бойцовский клуб», «Бобер» и др.).

В поисках «своей» Тени, кино может оказаться подспорьем. Те персонажи из фильмов, которые вызывают у вас особенно сильные негативные эмоции, могут быть символами ваших союбственных Теневых качеств. Однако, чтобы исследовать их, важно не забывать «смотреть  глазами, не замутненными ненавистью».

Анастасия Иванова

google.com bobrdobr.ru del.icio.us technorati.com linkstore.ru news2.ru rumarkz.ru memori.ru moemesto.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Добавить комментарий